Язык Qbasic. Краткий справочник
Здесь мне хочется коротко представить наиболее часто используемые операторы Бейсика, снабдив их краткими комментариями (табл. П1—П10). Полная справка по языку имеется в его оболочке, где вы легко можете найти полные сведения о том или ином операторе с наглядными примерами.
Таблица П1. Числовые функции
Функция |
Описание |
ABS |
Возвращает абсолютное значение (модуль) аргумента |
ATN |
Арктангенс (в радианах) |
CDBL |
Переводит числовое выражение в значение с двойной точностью |
CINT |
Округление |
CLNG |
Округление числового выражения до длинного (4 байта) целого значения |
COS |
Косинус |
CSNG |
Переводит числовое выражение в значение с одинарной точностью |
ЕХР |
Экспонента ех |
FIX |
Округление выражения с плавающей запятой до его целой части |
INT |
Возвращает наибольшее целое, меньшее либо равное числовому выражению |
LOG |
Натуральный логарифм числового выражения |
RND |
Случайное число одинарной точности между 0 и 1 |
SCN |
Возвращает значения знака числового выражения (1, если выражение положительное; 0, если равно 0 и —1, если отрицательно) |
SIN |
Синус |
SQR |
Корень квадратный |
TAN |
Тангенс |
Таблица П2. Функции графики и экрана
Функция |
Описание |
CIRCLE |
Рис.ание окружностей и эллипсов |
CLS |
Очистка текстовой и графической областей экрана |
COLOR |
Установка цветов экрана |
CSRLIN |
Возвращает текущую позицию строки курсора |
DRAW |
Рис.ание объектов при помощи набора специальных команд |
GET |
Сохранение в памяти графической прямоугольной области экрана |
LINE |
Рис.ание отрезка прямой линии, прямоугольников со сторонами, параллельными экрану |
LOCATE |
Перемещение курсора в указанную позицию |
PAINT |
Закрашивание замкнутого контура |
PALETTE |
Изменение установок атрибутов цвета |
PALETTE USING |
Изменение атрибутов цвета пользователем |
PCOPY |
Копирование одной страницы видеопамяти в другую |
PRESET |
Рис.ание точки цветом фона |
PRINT |
Вывод данных на экран или в файл |
PRINT USING |
Осуществляет форматированный вывод данных на экран или в файл |
PSET |
Рисование точки |
PUT |
Вывод на экран образа, сохраненного оператором GET |
SCREEN |
Установка режима и характеристик экрана |
VIEW |
Определяет размер и положение области просмотра, в которую может быть выведена графическая информация |
VIEW PRINT |
Устанавливает на экране границы области просмотра текста |
WIDTH |
Изменение числа строк и столбцов, видимых на экране |
WINDOW |
Определяет логическое пространство для текущей графической области просмотра |
WRITE |
Запись данных на экран или в последовательный файл |
Таблица ПЗ. Операторы выбора и перехода
Оператор |
Описание |
GOTO |
Безусловный переход на метку |
IF ... THEN ... ELSE |
Переход в зависимости от истинности или ложности проверяемого условия |
SELECT CASE |
Переход в зависимости от значения выражения |
Таблица П4. Операторы и функции для работы с файлами
Оператор, функция |
Описание |
CLOSE |
Закрывает один или несколько файлов или устройств |
FIELD |
Отводит место под переменные в буфере файлов прямого доступа |
FILEATTR |
Возвращает информацию об открытом файле |
GET |
Считывает из файла в буфер прямого доступа или в переменную |
INPUT # |
Считывает данные из файла |
IOCTL |
Посылает управляющую строку драйверу устройства |
LINE INPUT # |
Считывает строку до 255 символов с клавиатуры или из файла |
LOCK |
Ограничивает или закрывает доступ к файлу при работе в сети |
OPEN |
Открывает файл или устройство |
PRINT # |
Записывает данные в файл |
PRINT # USING |
Записывает отформатированные данные в файл |
PUT |
Записывает содержимое переменной или буфера прямого доступа в файл |
RESET |
Закрывает все открытые файлы и устройства |
SEEK |
Устанавливает позицию файла для последующей записи или считывания |
UNLOCK |
Снимает ограничения, наложенные последним оператором LOCK |
WRITE # |
Записывает данные в последовательный файл |
Таблица П5 . Переменные
Конструкция |
Описание |
CLEAR |
Закрывает все файлы, освобождает буферы файлов, очищает все общие переменные, устанавливает числовые переменные и массивы в ноль, устанавливает строковые переменные в ноль и инициализирует стек. Кроме того, CLEAR может изменять размер стека |
CONST |
Описывает одну или несколько символьных переменных |
DATA |
Указывает значения данных для последующего считывания оператором READ |
INPUT |
Считывает входные данные с клавиатуры или из файла |
LET |
Присваивает значение выражения переменной |
RANDOMIZE |
Инициализирует генератор случайных чисел |
READ |
Считывает данные, указанные в операторе DATA |
RESTORE |
Восстанавливает считанные значения в операторе DATA |
SWAP |
Обменивает значения двух переменных |
Таблица П6. Массивы
Конструкция |
Описание |
DIM |
Оператор объявления массива |
ERASE |
Для статических массивов каждому элементу присваивается ноль. Для строкового — определяются строки нулевой длины. Для динамического — освобождает память, используемую массивом |
OPTION BASE |
Устанавливает нижнюю границу индекса массива |
REDIM |
Описывает или изменяет размер динамического массива |
Таблица П7. Циклы
Оператор |
Описание |
DO ... LOOP |
Повторяет блок операторов, пока условие верно, или пока оно не станет верным |
END |
Заканчивает программу, процедуру или блок |
FOR ... NEXT |
Цикл с параметром, с заранее известным числом повторений |
WHILE ... WEND |
Выполняет блок операторов, пока указанное условие верно |
Таблица П8. Подпрограммы и функции
Оператор |
Описание |
CALL |
Передает управление в процедуру типа SUB |
DECLARE |
Описывает процедуру типа FUNCTION или SUB |
DEF FN |
Определяет функцию |
FUNCTION |
Определяет процедуру FUNCTION |
GOSUB |
Переходит в подпрограмму и возвращается из нее |
ON GOSUB |
Выполняет переход к одной из нескольких подпрограмм в зависимости от выражения |
RETURN |
Возвращает из подпрограммы в основную программу |
SUB |
Определяет процедуру SUB |
Таблица П9. Звуки и музыка
Оператор |
Описание
|
BEEP |
Генерирует звуковой сигнал через встроенный динамик |
ON PLAY GOSUB |
Обращение к подпрограмме, когда число нот в музыкальном буфере меньше определенного числа |
PLAY |
Воспроизводит музыкальные ноты |
SOUND |
Генерирует звук через встроенный динамик |
Таблица П10. Строковые функции
Функция |
Описание |
CHR$ |
Возвращает ASCII-код первого символа в строковом выражении |
| DATE? |
Возвращает текущую системную дату |
INSTR |
Возвращает позицию первого вхождения подстроки в строку |
LCASES |
Переводит все символы строковой переменной в строчные буквы |
LEET$ |
Возвращает указанное число символов слева строки |
LEN |
Возвращает длину строковой переменной в символах |
MID$ |
Возвращает указанное число символов из середины строковой переменной, начиная с указанной позиции |
RIGHT$ |
Возвращает указанное число символов справа строки |
SPACE$ |
Возвращает строку пробелов |
STRING$ |
Возвращает строку указанных символов |
UCASE$ |
Переводит все символы строковой переменной в прописные буквы |
Содержание | Вперед |